18 марта 2011 г.

Играем,учимся, творим!

Размышления о всестороннем развитии ребенка

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастливым, здоровым и успешным.

Сейчас модно уделять внимание раннему развитию детей. Для этого созданы различные методики. Одни направлены на развитие интеллекта, другие - творческих способностей.
Каждая методика имеет свои плюсы и минусы.
Каждому заботливому родителю, хочется вложить в своего ребенка самое лучшее, полезное и необходимое, обойти всевозможные подводные камни.
Ведь только появившийся на свет малыш - как чистый лист бумаги, а нам, родителям, выпала уникальная возможность сделать первыми свои зарисовки.
Главное, что нужно понять, воспитание гения не должно стать нашей целью. Намного важнее дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий и гибкий ум, был здоровым, смышленым и социально развитым человеком, а также мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.

Всестороннее развитие затрагивает пять основных сфер человека, над которыми нам предстоит поработать. Это физическое, интеллектуальное, социальное, эмоциональное и духовное развитие. Эти сферы взаимосвязаны, и без развития одной, в другой будут "пробелы". Работая над всеми пятью можно достичь гармоничного развития личности.
1. Физическое развитие.  
Всем понятно, что когда ребенок не здоров, все  остальное развитие переходит на второй план. Поэтому с самого рождения сделайте так, чтобы упражнения, общая физическая активность и правильное питание являлись неотъемлемой частью вашей семейной жизни.
Создавайте все условия для двигательной активности. Разнообразные движения способствуют нормальной деятельности всех внутренних органов (улучшается кровообращение, дыхание, стимулируется рост тела), а также содействуют формированию положительных качеств, таких как смелость, уверенность, настойчивость в преодолении препятствий.
Не останавливайтесь на утренней зарядке, покажите многообразие жизни в движении - катайтесь на велосипеде, самокате, коньках и роликах, играйте в футбол, танцуйте и плавайте.
Уделите внимание вашему питанию - конфеты замените на свежие фрукты и овощи, а различные "не полезные" напитки - стаканом воды.
2. Интеллектуальное развитие.
  Это сфера, на которой родители часто ставят акцент. Конечно, здесь есть где разгуляться родительской инициативе. Развитие речи, мышления, памяти, логики, знакомство с окружающим миром и еще многим другим знаниям, умениям и навыкам необходимо обучиться маленькому человечку. Чем больше навыков, умений он освоит, тем шире и полней будет спектр возможностей проявить себя, реализовать свои замыслы, добиться успеха в выбранном деле.
Расширяйте словарный запас, учитесь читать, считать, рисовать, слушайте музыку и осваивайте разные музыкальные инструменты, изучайте иностранные языки, играйте в шахматы, ставьте различные опыты, наблюдайте за окружающим миром, посещайте музеи, выставки, театры и творите, творите, творите!
Но подумайте о будущем вашего ребенка. Чем он будет заниматься в школе, если к пяти годам освоит университетскую программу. Как вы сможете удовлетворять познавательный интерес маленького всезнайки, не отразится ли это негативно на отношении со сверстниками.
3. Социальное развитие - важнейшая сфера жизни человека. Сюда входит общение, умение передать другим свои желания, мысли, умение понимать других, находить решение в различных ситуациях. Для 2-3 летнего ребенка это умения играть самостоятельно и в простые групповые игры, а также проявлять фантазию, подражать сверстникам, стараться понравится другим, считаться с интересами другого, уступать, делиться с товарищем, помогать ему.
Хорошим подспорьем для развития социальных навыков будет народных фольклор, в котором описаны различные модели поведения, но без общения с другими детьми и взрослыми социальное развитие невозможно.
Если ребенок не ходит в детский сад, родителям стоит задуматься, как организовать общение ребенка со сверстниками - почаще выходить на детские площадки, приглашать к себе в гости, ходить на занятия в центры раннего развития и т.д. В любом случае, пренебрегать этой сферой жизни ребенка не стоит.
4. Эмоциональное развитие - это внутренняя сфера, которая включает в себя умение различать, управлять своими чувствами и эмоциями, а также самостоятельность, самодостаточность и сообразительность. Эмоциональное развитие также включает в себя умения определять чувства других людей, уметь сопереживать, сочувствовать.
Рассматривая эту сферу важно понять, что именно взрослый задаёт тон, создаёт установки, которые откладываются в подсознании детей, что в дальнейшем определяет их поведение. Если ваш ребенок слышит от вас подобные высказывания "Сильные люди не плачут", "Будешь букой - один останешься", скорее замените их на позивные установки: "Поплачь - легче будет", "Я люблю тебя любого".
Помните, что именно взрослый создает атмосферу, в которой формируется малыш.
Хочу привести слова Дороти Лоу Нолт о влиянии обстановки, в  которой растет ребенок.
"Если ребёнок живёт в атмосфере критики, он учится порицать.
Если ребёнок живёт в обстановке враждебности, он учится воевать.
Если ребёнок живёт в атмосфере страха, он учится бояться.
Если ребёнок окружён жалостью, он учится жалеть самого себя.
Если ребёнок окружён насмешками, он учится робеть.
Если ребёнок окружён ревностью, он учится завидовать.
Если ребёнок живёт с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребёнок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.
Если ребёнок живёт в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.
Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребёнок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.
Если ребёнок живёт в атмосфере признания, он начинает понимать, как хорошо иметь цель.
Если вокруг ребёнка все делятся друг с другом, он учится щедрости.
Если ребёнок живёт среди честных и справедливых людей, он поймёт, что такое правда и справедливость.
Если ребёнок живёт с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих.
Если ребёнок окружён дружелюбием, он узнает, что мир - прекрасное место для жизни.
Если вы живёте в состоянии душевного равновесия, ваш ребёнок будет жить с миром в душе. "
А в какой обстановке живет ваш ребенок?
5. Духовное или морально-нравственное развитие.
Знакомя ребенка с окружающим миром, рассказывая ему сказки, смотря с ним картинки, надо вызывать у него соответствующее отношение к тому, что он воспринимает, учить его оценивать поступки: «Мальчик бьет собачку — это плохо, так делать нельзя», «Школьник помогает подняться упавшей старушке — это хорошо. Надо всем помогать».
В процессе повседневной жизни надо приучать ребенка уважать и ценить труд людей: «Вытирай ножки, видишь, мама вымыла пол»; «В комнате было так чисто, а ты разбросал игрушки, убери их на место»; «Какое красивое платье сшила тебе бабушка, иди поцелуй ее и скажи спасибо».
С ранних лет надо прививать ребенку интерес, любовь к природе и бережное, заботливое отношение к животным. Это обогатит его ум и чувства, сделает его жизнь более интересной и яркой, разовьет пытливость ума.
Сделать нужно правильно, с первой попытки. Потому что всё заложенное в раннем детстве дает о себе знать на протяжении всей жизни.
Источник: Наталья Ткаченко

Портфолио учителя - дефектолога

Сеть творческих учителей

Сеть творческих учителей
Мастер - класс

Популярные сообщения

У меня в гостях были...

Постоянные читатели

Архив блога

Праздники на каждый день

Одевайтесь по погоде!

Бесплатно информер погода

Вы оценили мой блог на..

Уважаемые гости!

Уважаемые гости!