В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют
больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем
самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее
научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться и т. д.
Почему это так важно? Дело в том, что самообслуживание играет
определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его
самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его
независимости. Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая
захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не
способным самостоятельно решать проблемы, нытиком, постоянно прибегающим к
родителям, чтобы пожаловаться на неудачи и поплакаться в «жилетку», рассказывая
о тщетных попытках добиться чего-либо. А ведь именно с раннего возраста
начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе,
желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её
достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
Давайте же разберёмся, с чего начать и как всё должно
происходить для достижения нужного результата. Для начала ответим на вопрос:
«Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?».
Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение
следующих навыков:
- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);
- раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики,
колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);
- гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем,
пользоваться носовым платком и салфеткой);
- опрятности (пользоваться горшком).
Эти навыки формируются под воздействием воспитания при
определённом уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических возможностей.
К ним относятся:
- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить,
подниматься и спускаться по ступенькам);
- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать
предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в
отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные
пальчиковые игры);
- зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить,
когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);
- мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые
указания, поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).
Именно с развития этих несложных умений начинается путь к
освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания.
Поэтому и начинать надо именно с них.Далее
Источник:Детский сад