Начинается этот процесс в первую очередь на
ежедневных прогулках. Детям предлагается понаблюдать за явлениями неживой
природы. Младших дошкольников учат замечать изменения погоды: солнце светит и
греет меньше, часто идут дожди, холодно. Ветер качает деревья, срывает листья,
которые падают, кружась в воздухе.
Обращайте внимание малышей на то, что люди стали
теплее одеваться, ходят в непромокаемой обуви, под зонтами. Нужно указать
ребятам на появление луж после дождя и подтолкнуть малышей к установлению
причинно-следственной связи: прошёл дождь – на земле лужи, выглянуло солнышко –
лужи высохли.
Наблюдения за изменениями погоды можно связать с
играми. Например, играя с вертушками, дети замечают, что, когда дует ветер, эти
игрушки вертятся.
В осенний
период ребята наблюдают, как изменились листья деревьев: поменяли окраску,
стали опадать.
Следует
обращать внимание ребят на птиц: объясните им, что они собираются в большие
стаи и скоро улетят в тёплые края.
В этом же возрасте дети узнают простейшие повадки остальных живых
существ: осенью насекомые прячутся, заяц меняет свою шубку, медведь ищет свою
берлогу.