Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности.
Формирование
словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают
достаточной точности. Установлено, что в головном мозге человека центры,
отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко, поэтому речевые
реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Условия эффективного
развития мелкой моторики.
Необходимо задействовать все пальцы обеих рук. Движения на сжатие,
растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на
использовании изолированных движений каждого пальца. Для успешного развития
тонкой моторики важно тренировать обе руки. Важно в играх равным образом
развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять
различные действия между правой и левой руками.
Значение игр для развития мелкой
моторики.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством
поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством
взаимодействия ее с нижележащими структурами. В их процессе у детей улучшаются
внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость,
формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические
упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции
движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных
ощущений.
Игры, которые родители могут
изготовить из подручных материалов.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются
различные упражнения и действия с предметами:
1. Скручивание лент.
2. Шнурование. Потребуется кусок линолиума с проделанными отверстиями и
шнурок.(игра "Шнуровки").
3. Застегивание пуговиц .Потребуется ткань, пуговицы и нитки. (игра
"Застежки").
4. Выкладывание, перебирание косточек.
5. Игры с прищепками. Потребуются прищепки и картон.
6. Откручивание и закручивание крышек. Потребуются горлышки и крышки от
пластиковых бутылок, коробка из-под обуви, клей.
7. Угадывание на ощупь предметов. (игра "Волшебный мешочек").
Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами.
8. Перекатывание карандаша или ручки в ладонях способствует стимуляции
биологически активных точек, тонизирование организма в целом.
9. Обводка трафаретов. Потребуется пластиковая бутылка с плоской стенкой
(подойдет бутылка из-под шампуня), ножницы.
Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного
аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации,
произвольного внимания, навыков психорегуляции.
Автор публикации Сидор Наталья Александровна