15 июня 2013 г.

Упражнения для развития речи ребенка

Занятия по развитию речи ребенка включают целый комплекс разных упражнений и игр. Это и артикуляционная гимнастика, специальный массаж, а также игры и упражнения на мелкую моторику. Давайте подробнее рассмотрим, какими должны быть упражнения по развитию речи ребенка.
Как известно, речь малыша проходит несколько этапов прежде, чем станет похожей на взрослую. Сначала новорожденный ребенок общается с окружающим миром посредством плача, так он может привлечь к себе внимание и сообщить о своих потребностях. Через некоторое время у малыша появляются первые звуки, которые называются лепетом. Из лепета формируются слоги, которые кроха произносит случайно, затем повторяет их сознательно. Слогами и буквами ребенок называет предметы сначала, а позже соединяет несколько слогов и начинает говорить словами. Из слов складываются предложения, первое время короткие, потом длинные, развернутые.
Так малыш проделывает колоссальную работу, совершенствуя свою речь с каждым новым этапом развития.
Самое основное упражнение по развитию речи ребенка на любом этапе - это общение. Говорить надо с крохой, начиная с первых дней его жизни. Рассказывайте малышу сказки, читайте стихи, называйте все, что видите вокруг. Помните , что очень важно при этом правильно и четко произносить звуки - дети запоминают и повторяют слова так, как услышали.
Делайте массаж для развития речи малыша. Как известно, мелкая моторика стимулирует развитие речи. Начинайте массаж ладошек ребенка прямо с рождения. Сначала пусть это будут легкие поглаживания, затем нужно усиливать воздействие. Движения могут быть произвольными, но постарайтесь пройти по всем точкам руки.
Схема примерно следующая:
  • рисуем лучики от запястья к пальчикам и в обратном направлении (продольные линии). Повторяем упражнение для тыльной стороны ладошки
  • взяв ручку малыша обеими руками, проводим большими пальцами от середины ладошки к краям (поперечные линии). Повторяем упражнение для тыльной стороны ладошки
  • массируем пальцы от основания к ноготку и обратно
  • поочередно сгибаем и разгибаем пальчики
  • хлопаем в ладоши
Ребенку интереснее, когда движения сопровождаются потешками (ладушки, сорока-белобока).
Вкладывайте в ладошку малыша разные по размеру, форме и фактуре предметы. Чаще давайте ребенку держать продолговатые предметы (ручки, карандаши, палочки) большим и указательным пальцами, это стимулирует щипковый (пинцетный) захват и способствует развитию речи.
Лепка  является отличным упражнением для развития речи.  Лепите с ребенком различные фигурки из пластилина или теста для лепки. Начинайте с простых, таких как шарик, колбаски. Чем старше ребенок, тем сложнее фигурки он может слепить. Сделайте с малышом домашний пластилин, а потом занимайтесь творчеством.Рисуйте с ребенком пальчиковыми красками. Сначала пусть малыш делает пальчиками "шаги" - так называемые следы. Потом можно рисовать цветочки и рисунки посложнее.
Дайте крохе карандаш или ручку, пусть пишет буквы - умение выводить палочки и кружочки не только развивает речь, но и влияет на координацию движений, заставляя работать мозг.
Занимайтесь с малышом артикуляционной гимнастикой, сядьте с ним перед зеркалом и выполняйте несложные упражнения.
Не заставляйте ребенка заниматься, если он этого не хочет. Занятия лучше проводить в игровой форме.
Автор:Админ

Портфолио учителя - дефектолога

Сеть творческих учителей

Сеть творческих учителей
Мастер - класс

Популярные сообщения

У меня в гостях были...

Постоянные читатели

Архив блога

Праздники на каждый день

Одевайтесь по погоде!

Бесплатно информер погода

Вы оценили мой блог на..

Уважаемые гости!

Уважаемые гости!