- Используйте интенсивный телесный и голосовой контакт. Это способствует формированию у ребенка раннего возраста чувства безопасности и защищенности.
- Если Вы хотите взять ребенка на руки, дать ему что - либо в руки или выполнить еще какое - либо действие - четко и достаточно громко скажите об этом ребенку, убедитесь, что он вас услышал и понял.
- При обучении ребенка тем видам деятельности, которые осуществляются при помощи рук , направляйте руки ребенка, находясь сзади от него. Не перекрывайте собой предметы, которыми будет манипулировать ребенок.
- "Озвучивайте" все действия, производимые вами или ребенком. Старайтесь правильно называть предметы и действия.
- Обучайте ребенка поиску и подбиранию предметов. Для этого на начальных этапах используйте предметы, издающие звук. Ребенок должен научиться соединять в сознании предмет и звук, который он издает.Затем ребенок должен научиться брать те предметы, которые у него на время забирают и держат в руках перед ним, издавая звук этим предметом. Затем ребенок должен научиться брать в руки звучащий предмет, который он раньше не держал в руках.
- Упражняйте ребенка в различении предметов и игрушек по величине. Для этого подберите игрушки, предметы (например два мяча, две пирамидки, две ленточки разной величины). Совместное с ребенком обследование этих предметов сопровождайте объяснениями: "Этот мяч большой, а этот - маленький; эта пирамидка высокая, а эта - низкая; эта ленточка длинная, а эта-короткая.
- Обращайте внимание ребенка на различные признаки и качества игрушек, предметов(их цвет, форму, величину, особенности строения, материал, из которого они сделаны и другие материальные признаки). Учите ребенка ориентироваться на собственном теле. Ребенок должен знать название частей своего тела и их расположение.Сначала дотрагивайтесь своей рукой до называемой вами части тела ребенка :"Это голова. Она вверху" и т.д. Затем предложите ребенку самому показать и назвать части своего тела.
- Не ограничивайте двигательную активность ребенка. Играйте с ним в подвижные и шумные игры, создав при этом безопасную обстановку, исключающую возможность травмирования.
- Необходимо организовать игровой уголок, где бы лежали игрушки ребенка.
- Детей необходимо привлекать к выполнению работ по дому.
- Расширяйте круг общения ребенка.
Источник:"Развитие зрительного восприятия и мышления у детей с нарушением зрения"(авт. С.А.Худякова, Ж.Г.Кулькова).